master_moose

Listens: Ермак (Растеряев)

Categories:

Про возвращение к истокам :)

Ещё в детстве я читал то ли у Сабанеева, то ли у самого Антона нашего Павловича об угрях и осетрах (неслабо, а?), водившихся некогда в верховьях Москвы-реки. Дед мой тоже что-то об этом слышал и в разговорах упоминал. И вот, по прошествии лет эдак тридцати и с появлением возможности регулярно бороздить речную гладь на байдарке, решил я данную тему исследовать на практике, самолично. На благородную добычу не рассчитывал: последние упоминания об угрях в Можайском водохранилище, которые мне удалось обнаружить, датировались семидесятыми годами прошлого века, про осетров и речи не было. Но уж подняться максимально близко к истоку — почему нет? 

Стартовать планировал примерно с середины водохранилища (собственно, я всегда оттуда и стартую :) ). Изучение спутниковых снимков показало, что Можайка де-факто образуется в месте слияния рек Москвы и Лусянки (в старину — Лусоси; интересно, кстати, нет ли тут какой связи с лососем :)? ). Выше по течению, судя по снимкам, Москва тянулась ещё многие десятки километров, постепенно сужаясь вплоть до полной неразличимости среди лесов и полей. 

Лодок у меня имелось две, обе полиэтиленовые, цельные. Одна — рыболовная, шириной 74 сантиметра. Удобная, остойчивая, но короткая и не шибко быстрая. Вторая — морской каяк шириной 60 сантиметров и пяти с гаком метров в длину, отлично держащий курс и весьма ходкий на спокойной воде. Выбрал именно вторую, т.к. скорость была критична: хотелось уложиться в световой день. 

Здесь надо оговорить, что я боюсь брать в лодку нормальный фотоаппарат и использую на воде камеру китайского смартфона, поэтому качество снимков соответствующее, и они в данном посте не «кликабельны». Вообще, «что лежит в лодке» — отдельная большая тема. Осваивал я её методом проб и ошибок, и обязательно напишу об этом позже (думаю, спортсменам-байдарочникам и другим продвинутым товарищам будет над чем посмеяться). 

Аппарат весит без малого 30 кг, имеет грузоподъёмность 180 кг и для однодневных вылазок по водохранилищу абсолютно избыточен. Но здесь та же история, что и с внедорожниками: единожды пересев на джип с легковушки, обратно уже не хочется даже на асфальте :). Такая лодка дарит ощущение крейсера, "и пусть весь мир подождёт" :)
Аппарат весит без малого 30 кг, имеет грузоподъёмность 180 кг и для однодневных вылазок по водохранилищу абсолютно избыточен. Но здесь та же история, что и с внедорожниками: единожды пересев на джип с легковушки, обратно уже не хочется даже на асфальте :). Такая лодка дарит ощущение крейсера, "и пусть весь мир подождёт" :)

Одна из особенностей любой байдарки — это необходимость раз в два-три часа (а лучше чаще) разминать ноги и что-то делать с кровообращением в тазу. Есть техники, которые позволяют решать вопрос, не вылезая из лодки, но это чистый паллиатив и, если никуда не спешишь, всё-таки лучше регулярно высаживаться на берег. 

Погода весь день менялась в "морском" стиле: было и ясно, и кучёвка, и затянутое полностью небо с дождиком, и снова ясное закатное солнышко.
Погода весь день менялась в "морском" стиле: было и ясно, и кучёвка, и затянутое полностью небо с дождиком, и снова ясное закатное солнышко.
Первая пятиминутка — на правом берегу, примерно в получасе хода до Мышкино. Можно подняться наверх — это высокий берег.
Первая пятиминутка — на правом берегу, примерно в получасе хода до Мышкино. Можно подняться наверх — это высокий берег.
Наверное, это один из лучших видов на Можайке. Обрыв над плёсом, 10-15 метров над водой.
Наверное, это один из лучших видов на Можайке. Обрыв над плёсом, 10-15 метров над водой.

Водохранилище начинается (или заканчивается: всё зависит от того, откуда вы движетесь) крутой излучиной Москвы-реки у деревни Мышкино, с её прекрасными холмами и стоящей на них церковью. 

Излучина закрыта от основного зеркала водохранилища большим холмистым мысом, заросшим бурьяном и кой-какими деревцами — с него и сделан снимок. Вид в сторону устья Лусянки.
Излучина закрыта от основного зеркала водохранилища большим холмистым мысом, заросшим бурьяном и кой-какими деревцами — с него и сделан снимок. Вид в сторону устья Лусянки.

На протяжении нескольких километров после Мышкино Москва достаточно широка и проходима для катеров и моторок. В районе Дёрново - Большие Решники она даже делится на два рукава, образуя довольно большой остров. Пока грёб мимо, вспоминал «Приключения Гекльберри Финна» — уж очень живо могучие ивы и густая растительность напомнили тот остров на Миссисипи, где скрывались Гек и Джим после побега. 

Остров справа
Остров справа
Остров (слева) длинный, несколько сотен метров
Остров (слева) длинный, несколько сотен метров

За островом река достаточно быстро сужается и мелеет. Я шёл по низкой воде  и неожиданно обнаружил у борта, под самой поверхностью, оголовок гигантского валуна с добрый «камаз» размером. Валун расположен практически по центру русла. Наскочить на скорости на такой подарок — беда не только для моторки или катера, но и для байдарки. Место расположения валуна примерно указано на снимке:

Смотри в оба!
Смотри в оба!

А за год до того я пересёкся на воде с парой пенсионеров, которые неспешно гребли к себе в верховья. В разговоре они упомянули некий мост на реке, до которого доходили в прошлом. Позже, глядя на карту, я решил, что мощные старики дошли аж до Поречья, вернее, деревеньки Глядково к югу от Поречья. Там действительно имеется автомобильный мост на дороге, связывающей Уваровку на юге и Шаховскую на севере. Я неоднократно по нему проезжал, и река там выглядит как ручеёк, да и грести совсем не близко; словом, достижение пенсионеров внушало уважение. Судя по всему, я ошибался. 

Вот тот самый мост на Москве-реке
Вот тот самый мост на Москве-реке

За Большими Решниками есть брод. Накатанные подъезды и следы шин говорят о том, через него успешно переправляются легковые автомобили. Примерно через километр вверх по течению от брода и находится мост, вернее, то, что от него осталось. Опрос двух мужиков, удивших окуней в прибрежной осоке, дал крайне мало информации. Подвесной мост начали строить ещё советское время, но до ума не довели и забросили. Удивительно, что пока никто из предприимчивых сельчан не срезал и не сдал на металл тросы, соединяющие берега. В теории, держась за тросы, можно перебраться с берега на берег без весла и даже без лодки. 

Почему я решил, что это именно тот мост, который имели в виду дед с бабкой? А дальше не пройти :). За изгибом реки обнаруживаются перекаты, натуральные перекаты. Глубина по щиколотку. Течение тоже заметно ускоряется. Весло не погрузить, грести невозможно; надо вылезать и вести лодку рукой, чтобы не шкрябать днищем. Каменная плита (выход какой-то породы?) тянется не меньше, чем на сотню метров. Дальше небольшой кусочек с приемлемой глубиной... 

И — приехали :). Между Бурмакино и Желомеено река превращается в затопленный луг, заросший травой в рост человека, на котором отыскать русло крайне сложно. Ширина его местами сужается до полуметра, махать веслом и маневрировать на морском каяке становится невозможно. Глубина гуляет от «по щиколотку» до «по колено». Встречное течение постоянно норовит поставить лодку боком, вынуждая выдирать её из зарослей. 

В общем, на этом месте я вытер пот, перевёл дух и вспомнил, что хотел ещё зайти в Лусянку на обратном пути. И решил, что для себя лично вот эту точку я и буду считать истоком Москвы-реки :).
В общем, на этом месте я вытер пот, перевёл дух и вспомнил, что хотел ещё зайти в Лусянку на обратном пути. И решил, что для себя лично вот эту точку я и буду считать истоком Москвы-реки :).

На обратном пути сделал остановку у Решниковского брода, съел банку тушёнки и пару бананов. Выводы следующие: современная тушёнка — отстой (даже белорусская),  таганки для разогрева из современных российских армейских сухпаев — тоже отстой (хотя другими я не пользовался, так что сравнивать не с чем). Зато бананы оказались хороши (прямо как в том  анекдоте: «... Катя не катит, Света не светит, одна Даша молодец» :) ). Вообще, быстрые углеводы при гребле — must have, но это тема для другого поста. 

Вниз по течению шёл с установленной «дорожкой» (почему-то, терпеть не могу англицизм «троллинг». Может, оттого, что «дорожить» начал ещё в 9 лет на Нижней Волге). Километра три тралил придонную траву с нулевым результатом, потом надоело, и убрал спиннинг. 

Лусось запомнилась прекрасным заболоченным устьем. От чистой воды до берегов с каждой стороны по несколько десятков метров сплошного ковра из кувшинок, среди которых торчат цапли :). Жалею, что не сфотографировал, и планирую обязательно исправиться в предстоящем сезоне. По сравнению с Москвой, эта речка сужается, мелеет и зарастает гораздо быстрее, хотя и на ней есть пара излучин редкой красоты. Местами река перегорожена стволами упавших деревьев, проплывать под которыми достаточно неуютно. Иногда упираешься в разрушенные бобровые плотины. Закончилось всё примерно так же, как в предыдущем случае.

Кажется, что можно идти дальше, но, увы, глубина не позволяет.
Кажется, что можно идти дальше, но, увы, глубина не позволяет.

Вернулся уже на закате. Это был самый длинный мой выход на гребном судне :). Многое зависит от физической подготовки, течения, ветра и ряда других факторов. Для себя сделал вывод, что для рекреационных покатушек превышать порог в 15-20 км в день не следует; после отметки в 30 км начинается конкретная рубка с выпученными глазами и каменеющими мускулами. 


Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.